ХLegio 2.0 / Армии древности / Войны Средних Веков / Заллака, 1086 год: Триумф Ислама / Новости

VII. Планы сторон


М. Нечитайлов

«Rawd al-mitār» говорит, что, завершив приготовления к походу, но еще не покинув Толедо, Альфонсо отправил послание аль-Мутамиду: «Ваш союзник Йусуф потрудился прибыть из своей страны и не побоялся моря, я намерен освободить его от дальнейших трудов для пути, который ему остается сделать, и не обязать вас усталостью. То есть, я прибуду к вам и встречу вас на вашей же земле, из доброты к вам и дабы поберечь вас!».199

Итак, Альфонсо выбрал наступление. Как сообщает мусульманский источник, на совете своих вассалов король заявил: «Я размышлял, что если я позволю им углубиться в мои земли, в глубине которых они дадут мне бой, я, в том случае, если понесу поражение, подвергну страну их захвату, и ее обитатели будут разорены ими за одно утро. Поэтому я сделаю так, что наша встреча случится на их же землях. Если я буду разбит, достигнутый ими итог покажется им достаточным и они рискнут переходить горы, которые служат границей моего королевства, лишь после новых приготовлений: времени, что понадобится им (на это), хватит мне на защиту моих земель и на восполнение моего урона. Если же случится обратное, то есть я окажусь победителем, я смогу нанести им самих и их стране ущерб, который я не хочу понести сам или чтобы его понесла моя страна, если они нанесут мне поражение в сердце моих владений» («Rawd al-mitār»). 200

Но, в то же время, король, похоже, руководствовался в своих соображениях некой долей самоуверенности и недооценивал противника. Абд Аллах справедливо замечает: «поскольку он не сомневался в успехе, он не осознавал, что, в случае поражения, он окажется далеко от своих земель и что его армия будет уничтожена в ходе отступления, и что даже в противном случае предстоящий путь и расстояние нанесут ему огромный ущерб».201

Для Альморавидов Испания была сплошным белым пятном. Впервые в своей истории они предпринимали настоящую священную войну против христиан. Ранее, конечно, в своей пустыне они не только не встречались с ними, но и о стране на другом берегу Гибралтара вряд ли знали многое. Однако, что же замышлял Йусуф? До его появления под Бадахосом, ничего достоверно не известно о его планах. Некоторые исследователи полагают, что он, вероятно, намеревался отбить у христиан Толедо. 202 Однако, хотя Толедо и был целью кампаний 1090 и 1109 гг., это не означает, что в 1086 и 1088 гг. мурабиты обязательно направлялись именно к нему.

С другой стороны, и в альтруизм эмира верится с трудом. Получив Альхесирас, Йусуф, как добросовестный наемник, отрабатывал свою плату, сражаясь с неверными. Однако, источники ничего не говорят о том, что на его действия влияли советы царей тайф, а равно о том, куда же он направлялся. В своем письме он утверждает, что шел «на замок Сория – да позволит Аллах вернуть его в ислам! – в мусульманской земле», где тогда стояли войска Альфонсо (несомненно, перед броском к Бадахосу). 203 Но о намерениях атаки на Сорию Йусуф сообщает после описания своего прибытия под Бадахос, что позволяет отнестись с сомнением к данному источнику.

 


 

 199. Цит. по: Lagardère V. Les Almoravides jusqu’au regne de Yusuf b. Tasfin (1039-1106). P.112. – Ср. перевод с английского (у ал-Маккари): «Ваш союзник Йусуф несомненно устал от своего отечества и пересек море [чтобы утвердиться здесь]; но я с радостью предоставлю ему занятие до конца [его дней]. Он очевидно столь увлекся вами, и столь желает видеть вас, что избавит вас от беспокойства [перейти к нему], и он придет сюда, встретить вас в вашей стране и показать вам всю дружбу и уважением его к вам (Al-Maqqarí. Op. cit. P.280-281).

 200. Цит. по: Lagardère V. Les Almoravides jusqu’au regne de Yusuf b. Tasfin (1039-1106). P.112. – Ср. перевод с английского (у ал-Маккари): «Думаю я, что, позволь я врагу перейти перевалы в это мое королевство и сразиться с моей армией с этой стороны горной преграды, если превратности войны обернутся против нас, африканцы несомненно завладеют этой страной и скосят ее жителей одним ударом; в то время как если я, напротив, попытаю мои силы против их на окраине их страны, и удача в этот день улыбнется им, они удовольствуются (полученными) преимуществами и не последуют за нами через горы, опасаясь оставить перевалы за спиной; или же, если пойдут за нами, этого не случится до того, как они подготовятся и потратят какое-то время (на это) .... Если же, напротив, враг будет разбит и мы победим, я воспользуюсь в их же стране теми самыми преимуществами, которые, как я опасаюсь, они могут пожинать в нашей. Поэтому я решил сражаться с ними в сердце их страны» (Al-Maqqarí. Op. cit. P.281).

 201. Les “Mémoires” de ‛Abd Allāh // Al-Andalus. T. IV. P.76.

 202. Fletcher R.A. The Quest for El Cid. P.142.

 203. Lagardère V. Les Almoravides. Le djihâd andalou (1106-1143). P.256.

Публикация:
XLegio © 2003