ХLegio 2.0 / Армии древности / Войны Средних Веков / Заллака, 1086 год: Триумф Ислама / Новости

V. Военачальники


М. Нечитайлов

На поле боя под Бадахосом 23 октября сошлись две военных системы – армии христианского Запада и мусульманского Востока. Впервые со времен грандиозных сражений при Гвадалете и Симанкасе или опустошительных походов Альмансора земли Испании видели такие массы сражавшихся людей. Им предстояло на деле доказать или опровергнуть свое превосходство. Итак, кто же возглавлял эти войска и что они из себя представляли?

 

Король Леона и его окружение

 

Величайшему монарху, которого видела христианская Испания с римских времен, Альфонсо VI в 1086 г. было, вероятно, 49 лет (родился в 1037 г.; епископ Пелайо приводит ошибочную дату – 1030 год). Любимый сын Фернандо Великого, он получил от отца только Леон (1065 г.), но семь лет спустя, к ноябрю 1072 г., сумел объединить все три королевства, придя к власти после убийства одного брата, Санчо II Кастильского, и заключения в тюрьму пожизненно второго, Гарсии Галисийского.

Трудно судить из глубины веков о человеке Средневековья, и мы практически ничего не знаем о нем как о личности. Лишь поздние источники характеризуют его как «мужа великого и рассудительного и опытного в оружном деле», «мудрого и в смирении вознесшегося», арабские авторы – еще и как решительного человека. Хроника монаха из Саагуна говорит о нем – «муж, конечно, в военных делах благороднейший воин, в распоряжении своим королевством решительный и осмотрительный, в судебных делах справедливейший, в занятиях коварный и сведущий, но в церковных делах верующий и благочестивый, в возвеличивании и прославлении своего королевства необыкновеннейший». Епископ Пелайо также прославляет его благочестие и справедливость. Но сколько в такого рода заявлениях от литературных штампов, а сколько от реальности жизни, сейчас сказать, конечно, невозможно.

Несомненно, его, как и любого дворянина, в отрочестве обучали владению оружием и военному делу, и он оказался способным учеником и превосходным стратегом, девизом которого было «Наступать!». До 1086 г., когда он был серьезно ранен в битве, Альфонсо вел свои армии в походы и сражения. В 1108 г., будучи уже в преклонных летах (71 год), он сопровождал свои войска в кампанию против Альморавидов. Вне всякого сомнения, Альфонсо Храбрый был одним из великих королей-воинов Европы того времени. Царствование его – сплошной ряд войн, большей частью успешных, до появления Альморавидов, нанесших ему или его полководцам пять тяжелых поражений (при Заллаке, под Лиссабоном, при Консуэгре, Малагоне и Уклесе – в последней битве погиб его единственный сын Санчо). После долгой болезни, король упокоился в Толедо 1 июля 1109 г., на 44-м году правления и 72-м году жизни. 123

Из Валенсии привел свой отряд бесстрашный Альвар Фаньес (Аньес) Минайя, будущий пограничный магнат и защитник Толедо, по словам Р. Флетчера, «великий христианский полководец».124 Согласно эпосу, племянник Сида (возможно, действительно его родственник или кузен), но в то же время пользовался доверием Альфонсо VI и был видным кастильским военачальником. Впервые Альвар упоминается в 1085 г. в связи с поручением в Валенсии. Когда же в Испанию вторглись Альморавиды, он был отослан оттуда и присоединился к королевской армии.

Альвар неоднократно выполнял дипломатические поручения короля в тайфах (в связи с этим, любопытный факт – известно, что он подписывался в документах по-арабски). 125 В дальнейшем Альвар участвовал в войнах с мусульманами (но был разбит ими летом 1091 г. при Альмодоваре 126, в 1097 г. при Куэнке 127 и в 1108 г. при Уклесе) и арагонцами. На посту алькальда (с 1099 г.), а потом наместника Толедо (с 1109 г.; именовал себя «дуксом Толедо», «Toletule Dux», фактически добившись независимости от власти короны) и, вероятно, «предводителя толедского воинства» (princeps toletane militia), он проявил весь свой талант при обороне этого города от Али б. Йусуфа в 1109 году. Альвар Фаньес погиб в Сеговии или близ нее, в середине апреля 1114 г., вероятно, в ходе восстания жителей против королевы Урраки. 128

Гарсия Ордоньес, в поздних источниках - «Гарсия из Граньона, прозванный Кудрявым» (Нахерская хроника)129 или «Курчавый Граньонец» («Песнь о Сиде»)130, сеньор Панкорво (северо-восток Буребы), Калаорры и Граньона, с 1080 г. граф Нáхеры в Риохе. 131 Происходил из знатного рода, владычествовавшего на северо-востоке Кастилии, был женат на наваррской инфанте Урраке Гарсес, кузине Альфонсо VI. В 1074 г. занимал пост альфереса, но вскоре был изгнан в ал-Андалус и появился при дворе лишь шесть лет спустя, в мае 1080 года. Его брат, Родриго Ордоньес, занял пост альфереса не ранее июля месяца следующего года.

Сам Гарсия участвовал во многих походах короля (возможно, и при Заллаке) и погиб 29 мая 132 1108 г., в битве при Уклесе. По легенде, граф тогда, спешившись, «поелику был превосходным рыцарем, защищал инфанта [Санчо, сына Альфонсо VI] с одной стороны, прикрывая щитом, а с другой – мечом, убивая как можно больше мавров».

В историю Гарсия вошел как «враг Родриго» (т.е. Сида). Якобы, разбив и пленив Гарсию в Севильской тайфе при Кабре (1079 г.), Родриго выдрал из бороды Гарсии Ордоньеса клок, нанеся ему тем самым, согласно правилам того времени, жесточайшее оскорбление, смывавшееся лишь кровью обидчика. 133 Однако, похоже, что это лишь позднейшая попытка «объяснить» вражду этих двух кастильских родов, подлинные причины которой неизвестны. Судя по всему, граф был человеком храбрым, хотя «История Родерика» рисует его трусом, «охваченным робостью и страхом перед битвой с Родриго», вызвавшим его на бой в 1092 году. Но, безусловно, памятники, восхваляющие Сида134, вряд ли являются надежными источниками для характеристики личности Ордоньеса.

Согласно арабскому историку Ибн Бассаму, Гарсию Ордоньеса в насмешку называли «Криворотым» (видимо, указание на физический дефект наподобие заячьей губы) - в общем-то, помимо указания на его курчавые волосы, это единственные свидетельства о внешнем виде этого человека.

Возможно, при Заллаке был и Педро Ансурес (около 1037-1117/1118), друг юности Альфонсо, с 1070 г. граф Каррион де лос Кондес (область на пути пилигримов, между Бургосом и Леоном), тесть Альвара Фаньеса (Альвар был женат на его дочери, Майор Перес). 135 Согласно Нахерской хронике (последняя четверть XII в.), Педро был «наставником и соратником» короля в юности 136, но если последнее вполне вероятно (возможно, он сопровождал его в изгнание в 1072 г.), то первое недостоверно, поскольку они были примерно одного возраста (позднее он был воспитателем инфанты Урраки).

К 1085 г. в его распоряжении находились ключевые крепости линии западного Дуэро – Тордесильяс, Торо и Самора. Примерно в 1102 г. граф Педро был изгнан из королевства и утвердился в графстве Урхель как регент при своем внуке, Эрменголе VI. В марте 1109 г. он вновь появится при дворе как граф в Салданье, Каррионе или Кабесоне.137

Известно, что при Заллаке пал граф Родриго Муньос138 К сожалению, о нем мало что можно сказать, за исключением того факта, что он был единственным знатным уроженцем Галисии, который регулярно находился при дворе Альфонсо тех лет. Он подписывал и грамоты Гарсии, короля Галисии, брата Альфонсо, но, очевидно, рано перешел на сторону победителя. 139 Талантами, похоже, граф не то не блистал, не то не имел возможности оные проявить. Собственно, в хроники он попал лишь по той причине, что, если верить епископу Пелайо из Овьедо, происходил от Бермудо II, короля Леона (982-999 гг.). 140 Сын одной из сестер (якобы, его наложниц) короля, инфант Ордоньо, имел дочь, Химену, от брака которой с графом Муньо Ордоньесом и появился на свет Родриго Муньос.

Наконец, упоминания о графе Бела Овекесе (или Овекисе; сын графа Овеко Бермудеса, Западная Астурия и Галисия) пропадают из документов после 25 июня 1085 года. В этот же период исчезают двое галисийских епископов – из диоцезов Луго (Виструарио) и Оренсе (Эдероньо). 141 Разумно заключить, что они тоже погибли при Заллаке.

Город Луго, южнее Мондоньедо, являлся столицей диоцеза, уступавшего только Сантьяго де Компостела и в свое время пытавшегося занять главенствующее положение во всей Галисии и Португалии. Его прелат Виструарио упоминается в источниках с 1062 года по 5 февраля 1086 года. Виструарио поддерживал короля Гарсию, но благополучно пережил правление и Гарсии, и его брата Санчо II, и процветал при Альфонсо. Что-либо конкретное сказать о нем невозможно за полным умолчанием источников. Его преемник, некто Амор, появился в Луго к июлю 1088 г.

Границы Оренсе примерно соответствуют нынешней провинции этого имени и граничат с северными пределами области, которая в первой половине XII века стала Португальским королевством. Имя Эдероньо впервые встречается в источниках в 1071 году. Однако, история о том, что его диоцез был основан Санчо II 31 июля 1071 года, назначившим тогда же и епископа, скорее всего, является поздней подделкой. (В реальности, история Оренсе восходит к 936 году, и Санчо, видимо, только лишь возродил диоцез.) Эдероньо участвовал в осаде Толедо и в последний раз упоминается в грамоте от 25 ноября 1085 г. О его происхождении или каких-либо деталях биографии ничего не известно. Епископы Оренсе всегда отличались неизменной верностью королям Леона – отчасти, потому что выбирались из верных слуг короны, отчасти из-за того, что нуждались в королевской защите в борьбе с соперником, аббатством Селанова.

Семья Бела Овекеса (упоминается с 1068 г.) также контролировала область Луго и издавна враждовала с епископом Виструарио. Брат Белы, Родриго Овекес (граф с 1071 г.), вскоре после поражения при Заллаке поднял в Галисии мятеж (весной 1087 г.), но был осажден в Луго королевскими войсками, пленен и изгнан. Возможно, к мятежу присоединился и преемник Эдероньо, некто Хуан Альфонсес, который был по его подавлении сменен Педро. 142

Арагонским контингентом, вероятно, командовал «отважный воин»143 инфант Педро Санчес, gloriosi regis Sancti filius, будущий король Педро I. «Анналы Компостелы» называют его мужем «великого усердия и удивительного прямодушия». В 1086 году он был еще молодым человеком (родился после 1060 г., вероятно в 1069 г.). 144 Лишь с 1085 года он правил совместно с отцом, Санчо Рамиресом, и первую свою грамоту подписал в январе 1086 г. (тогда же он женился в Хаке на дочери герцога Аквитанского Аньес/Инес, сводной сестре первой супруги Альфонсо VI). 145

Став королем Арагона в 1094 г., Педро I (Ego Petrus Sancius Dei gratia Aragonensium Panpilonensium Rex) проявил себя способным и талантливым монархом, завершив дело своего отца – осаду Уэски, и приступил к осаде Сарагосы, чему воспрепятствовала его внезапная кончина (еще в расцвете сил) 28 сентября 1104 года. 146 Любопытно, что, осаждая Уэску, Педро разгромил при Алькорасе 18 ноября 1096 г. пришедшие на выручку городу войска Сарагосы, на стороне которых сражался отряженный Альфонсо VI кастильский отряд под началом Гарсии Ордоньеса.147 В историю Реконкисты Педро вошел как союзник Сида.

 

Эмир Альморавидов, его каиды и союзники

 

Йусуф б. Ташфин/Ташуфин б. Ибрахим б. Турджут Абу Йакуб был, как это видно из имени, сыном Ташфина, второго сына Ибрахима б. Турджута (или Туркута). 148 Другого сына Ибрахима звали Умаром, и он стал отцом Абу Закарии Яхьи (ум.1056), эмира ламтуна, того самого, кто первым поддержал Абд Аллаха б. Йасина, и Абу Бакра (ум.1087), его преемника на посту военного главы Альморавидов. Соответственно, Йусуф б. Ташфин был двоюродным братом обоих первых эмиров мурабитов. Когда он пришел к власти, став наместником эмира Абу Бакра б. Умара, ему было, возможно, 40-50 лет. Собственно, дата его рождения неизвестна, хотя Ибн Аби Зар утверждает, что он родился в 400/1006 году. Таким образом, Йусуф должен был прожить сто лет (он умер 2 сентября 1006 г.). Ни один другой источник не говорит о его возрасте, и, помимо того, что вероятность такого долголетия крайне мала и человеческая жизнь в то время была недолгой, выглядит очень странным то обстоятельство, что до 60 лет он не играл никакой роли в политике.

Источники (Ибн Аби Зар, Ибн Халликан и Ибн ал-Асир) донесли до нас описание внешности Йусуфа: среднего роста и сложения, худой, смуглолицый, с тонкой бородкой, глаза черные, нос орлиный, полные мясистые части ушей, брови сросшиеся, волосы курчавые, приятный голос и изысканная речь. Судя по упоминанию курчавых волос, цвету лица и небольшой бороде, в его жилах, возможно, текла негритянская кровь. Однако, невзирая на происхождение, по своему образу жизни и привычкам этот отважный, усердный в священной войне, суровый и даже аскетичный, но справедливый и милосердный человек, блестящий полководец, был истинным сахарцем. Одевался Йусуф только в шерсть, питался одним ячменем, верблюжьим мясом и молоком. Однако, он обучался многие годы в школе Ваджжаджа б. Залви вместе с Абд Аллахом б. Йасином, был знаком с арабским языком, Кораном и комментариями к нему. Удовольствия мира сего его мало интересовали, власть – вот к чему он стремился, и чего, в конце концов, добился, фактически отстранив от власти Абу Бакра и его сыновей.

В год кончины Йусуфа современник отозвался о нем как о «том, чье имя упоминается в пятничной молитве с более чем двух тысяч кафедр, чья страна простирается на расстоянии пяти месяцев пути, поистине, к ее границам [на севере] прилегают земли франков, близ Сарагосы, из земли Арагонской. Ее другая оконечность [на юге] прилегает к стране Гана в земле Суданской». 149 Именно Йусуфу было суждено вывести империю Альморавидов к зениту славы и успеха, и не его вина в том, что потомки не смогли удержать в своих руках завоевания их великого предшественника.150

От единственной жены, прекрасной и умной Зайнаб бинт Исхак аль-Нафзавиййи, у Йусуфа было не менее девяти сыновей (Али, ставший его преемником, родился около 1083 г.) и четырех дочерей. Ибн ал-Асир оставил ему такую эпитафию: «Эмир мусульман, Йусуф ибн Ташуфин, был добродетелен в своем поведении, честен и праведен; он любил ученых и благочестивых людей, обращался с ними с уважением и назначал их судьями в своих владениях; он всегда руководствовался их советами. В деяниях милосердия и прощения проступков он находил большое удовольствие». 151

К сожалению, источники называют только двух каидов армии Йусуфа в кампании 1086 года поименно. Полководец Йусуфа и один из его главных сподвижников Сир б. Аби Бакр б. Ташфин был одним из родичей эмира. Он был сыном Абу Бакра Ташфина (этот Ташфин приходился Йусуфу дядей по матери и одновременно двоюродным братом), а также еще и женился на сестре эмира. Примерно в 1077/1078 г. Сир был назначен наместником Мекнеса и округа Маклаты и Фазаза, отличился в битве при Заллаке, позднее стал наместником ал-Андалуса. Он участвовал в осаде Аледо, в 1091 г. захватил Кордову, овладел Севильей (1091 г.) и Бадахосом (1094 г.), которыми правил до самой смерти, случившейся осенью 1114 г. 152

Давуд б. Айша прозывался по берберскому обычаю, ставившему на первое место имя матери 153, Ибн Айша. Около 1077/1078 г. Давуд был назначен правителем Сиджилмасы и Дары, сражался при Заллаке, якобы возглавляя отряд из 10000 всадников-мурабитов, но, в отличие от многих других, похоже, не получил никаких постов в ал-Андалусе. Поскольку его имя вообще исчезает из источников, можно думать, что Давуд умер через год-два после сражения. Его сын Йусуф б. Давуд б. Айша участвовал в покорении Мурсии (1091 г.). Очевидно, как и Сир, Давуд принадлежал к клану ламтуна. По словам Ибн Аби Зара, «Давуду б. Айше не было равных в решительности, отваге и твердости».154

Также, известно, что, покидая ал-Андалус, Йусуф оставил там с 3000 всадниками Абу Абд Аллаха Мухаммада б. аль-Хаджжа («Паломника»). Его отцом был Самуин аль-Хаджж б. Мухаммад б. Турджут (род Бану Хадж был ветвью правящего клана Бану Турджут). Сам Мухаммад б. аль-Хаджж являлся кузеном эмира Йусуфа и одним из его лучших полководцев. Его берберское имя – Уамаджуз, которое арабские хронисты часто искажают в Маджуз, Макур или Макун.155 В 1091 г. он захватил Кордову, в 1096-1106 гг. занимал пост правителя Гранады, с 1109 г. был наместником Валенсии, а с мая 1110 г. еще и Сарагосы. Мухаммад погиб в грандиозном поражении, нанесенном христианами силам наместников ал-Андалуса близ Кордовы в июне/июле 1115 г. (согласно Ибн ал-Аббару и Ибн Аби Зару, в 1114 г., еще во время похода на Барселону). 156

Возможно, четвертым командиром, каидом, Йусуфа был Маздали б. Тиланкан (или Саланкан) из Бану Турджут, выдающий полководец и дипломат, кузен эмира Йусуфа. В 1073 и 1075 гг. он покорил Сале и Тлемсен, но большая лакуна в тексте Ибн Изари не позволяет проследить его карьеру после 1077 года. Известно лишь, что в 1091 г. он стал наместником Кордовы, в 1102 г. захватил Валенсию и был назначен правителем Тлемсена. В ал-Андалус он вернулся в 1111 г. и с тех пор правил (с перерывами) в Гранаде и Кордове, устраивая набеги на земли христиан. Эмир Маздали погиб в битве с толедцами близ Мастасы (в одном дне пути на север от Кордовы) в марте 1115 г.157

46-летний Абу аль-Касим Мухаммад Ибн Аббад, носивший титул «аль-Мутамид ала Алла» (Надеющийся на Аллаха) (1040-1095), был третьим правителем Севильи из династии Аббадидов (с 1069 г.). Среди reyes de taifas того времени он, безусловно, был незаурядной личностью, легенды о которой складывали еще при жизни. Все арабские историки уделяют внимание событиям его правления и цитируют отрывки из его многочисленных произведений.

Источники характеризуют аль-Мутамида как государя великодушного, щедрого, красноречивого и высокообразованного, отличавшегося безрассудной храбростью, в средневековой литературе он становится идеалом рыцаря. Хотя «его занимали лишь военные дела, и делил он свое время между копьем и мечом», он известен и как превосходный поэт. 158 Севильский двор при меценате аль-Мутамиде и его отце аль-Мутадиде был, бесспорно, самым блестящим в Испании, а сама Севилья – средоточием культурной и литературной жизни ал-Андалуса. 159

Для его политики характерен экспансионизм, превративший его государство в крупнейшую и самую могущественную тайфу ал-Андалуса. Аль-Мутамид отважно сражался при Заллаке, а позднее осаждал Аледо. В сентябре 1091 г. Альморавиды, которых он некогда сам пригласил в Испанию, взяли штурмом Севилью. Аль-Мутамид был сослан в Магриб, где жил в нищете и умер в Агмате (декабрь 1095 г.).160

Абд Аллах (Абдаллах, Абдуллах) б. Булуггин б. Бадис (носивший титулы «аль-Насир» и «аль-Музаффар») родился в 1056 году (в сентябре 1090 г., когда пала Гранада, ему было 35 лет и 7 месяцев). С июня 1073 г., согласно Ибн ал-Каттану (по менее надежным авторам, с 1077 или 1075 года), после смерти своего деда Бадиса (его отец, Булуггин Сайф аль-Даула, умер раньше), он правил в Гранаде. С самого начала царствования Абд Аллах боролся с экспансией Аббадидов, которую ему удалось успешно сдержать на своих границах с помощью берберского визира-регента Самаджи. Потом он воевал со своим братом Тамимом, на стороне Йусуфа участвовал в кампаниях Заллаки и Аледо (1086 и 1089 гг.). Убедившись в истинных намерениях Альморавидов, он укрепил свое государство и завязал отношения с Альфонсо VI (недруги называли его «клиентом Альфонсо и христиан», а от ал-Сумайсира он и вовсе удостоился эпитета «дурак»). Это не спасло Абд Аллаха: он был свергнут Альморавидами, захватившими Гранаду (сентябрь 1090 г.). Ибн Бадис был сослан в Агмат, где и жил и до самой смерти, дата которой неизвестна.

Сохранилось несколько описаний характера этого государя. Первый принадлежит перу Мухаммаду б. Абд ал-Вахиду ал-Гафики (более известен как ал-Маллахи; 1154/1155-1222): «Он обладал довольно обширными знаниями по риторике и светским наукам. То был хороший стихотворец и первоклассный поэт, а также каллиграф: в Гранаде есть ларец, хранящий образец Корана, написанный его рукой, и он мастерски исполнен». Ибн ал-Сайрафи, однако, характеризует этого правителя совершенно по-иному: «Абд Аллах был трусом, который совсем не любил обнажать меч; ему не удавалось твердо удержаться в седле; он мало любил женщин; легко восприимчивый, он боялся всяких пустяков; он предавался удовольствиям и поручал темным личностям должности визиров». Здесь мы наблюдаем две крайности в освещении личности Абд Аллаха. Обвинение в трусости, вероятно, навеяно событиями Заллаки, когда гранадцы бежали с поля боя вместе с бадахоссцами, но в целом сомнительно. Открытие рукописи воспоминаний Абд Аллаха выдающимся французским арабистом Э. Леви-Провансалем явило нам фигуру просвещенного правителя, великолепно владеющего арабским языком и богатым словарным запасом, что указывает на эрудита 161.

Наконец, последний участник коалиции, Умар б. Мухаммад б. Абд Аллах аль-Мутаваккиль (Уповающий на Аллаха) Ибн аль-Афтас (правил в 1068-1094 гг.). Это был человек беспечный, сибарит, поэт и покровитель стихотворцев, проводивший свою жизнь в пирах и развлечениях (говорят, что он изобрел искусный метод доставки снеди на свои пиршества, изменив русло ручья так, чтобы он протекал сквозь его дворец – блюда ложились на его поверхность и приплывали к пирующим своим ходом). 162

По сравнению с прочими соратниками по кампании 1086 г., дальнейшая судьба Ибн Афтаса была печальной. Сначала он поддерживал дружественные отношения с Альморавидами (даже после захвата Гранады и Севильи), но затем обратился за помощью к Альфонсо VI. Весной 1093 г. он уступил христианам Лиссабон, Сантарен и Синтру.163 Но, воспользовавшись зимним временем, когда леонцы не могли прийти на помощь Бадахосу, Сир вторгся в тайфу и захватил город на Гвадиане в начале 1094 года. Аль-Мутаваккиль укрылся в цитадели, но и она пала. Сир под пытками вынудил правителя выдать все свои сокровища, после чего отправил его в Севилью. Но по пути туда аль-Мутаваккиль и двое его сыновей, Фадль и Аббас, были убиты сопровождавшими их мурабитами. Так кончил дни свои правитель одной из последних великих тайф Испании.

 


 

 123. Биография: Reilly B.F. The Kingdom of Leon-Castilla Under King Alfonso VI, 1065-1109 (лучшая на сей день работа).

 124. Fletcher R.A. Saint James' Catapult: The Life and Times of Diego Gelmírez of Santiago de Compostela. Oxford,1984. P.131.

 125. Келли Дж. Испанская литература. М.-Пг.,1923. С.26. – Инфант арагонский Педро Санчес (Педро I), как и его отец, тоже подписывался по-арабски (так сложнее было подделать подпись) – Rashm Bitro ibn Shnja, рисуя рядом прямоугольник с внутренними кружками на углах и в центре его крест (или один крест) (Roth N. Op. cit. P.256, n.72). Сид мог знать грамоту и даже арабский язык (Fletcher R.A. The Quest for El Cid. P.109).

 126. Альмодовар: «Поражение Альвара Анеса в Альмодоваре, эра 1130» (Anales Toledanos II//España sagrada. T. 23. P.404). Мусульманское войско насчитывало якобы 10000 всадников (Al-Maqqarí. Op. cit. P.297). Сражение, вероятно, случилось в августе, вряд ли в мае месяце, 484/1091 года. Ибн Аби Зар сообщает об этой битве следующее: «Альфонсо послал ему [аль-Мутамиду] тотчас своего военачальника ал-Кермеша [Альвар Фаньес] во главе войска из 20000 всадников и 40000 пехотинцев. При известии о приближении христиан, Сир отобрал 10000 всадников из числа своих лучших воинов, и выслал их навстречу врагу, под началом Ибрахима б. Исхака аль-Ламтуни. Обе армии вступили в битву близ крепости ал-Мадур [Альмодовар]; она была кровопролитной; множество мурабитов погибли, но Аллах дал им победу, и они завершили (ее), рассеяв горстку тех христиан, которых они не убили» (Roudh el-Kartas. P.221-222).

 127. Куэнка: Летом (в августе?) 1097 г. в окрестностях Куэнки Абу Абд Аллах Мухаммад б. Айша, наместник Мурсии и сын эмира Йусуфа, разбил Альвара Фаньеса и разграбил его лагерь. Ибн ал-Кардабус: «Перед своим убытием в Африку, Йусуф отправил войско под началом Мухаммада б. Айши вести войну с неверными в окрестностях Куэнки. Мухаммад встретил там проклятого Альвара Фаньеса, разгромил его и разграбил и уничтожил его лагерь, после чего Альморавиды вернулись домой с победой…» (Al-Kardabus. P.XLII). Подробности сражения неизвестны. Возможно даже, что победы Мухаммада над Альваром при Куэнке и отрядом из войска Сида на реке Хукар (при Альсите), отчего Кампеадор якобы вскоре и умер от огорчения (ср.: Тикнор Дж. История испанской литературы. Т. I. М.,1883. С.8, пр.4), - всего лишь вымысел ал-Кардабуса, обвинявшего Альвара в жестокости и насилиях по отношению к мусульманам (Lagardère V. Les Almoravides jusqu’au regne de Yusuf b. Tasfin (1039-1106). P.142, 175).

 128. Anales Toledanos I. P.388; Chronicon de Cardeña. P.373.

 129. Crónica Najerense. Zaragoza,1985. P.118 (здесь же неточная дата сражения при Уклесе, 24 июня, вместо 29 мая).

 130. Песнь о Сиде. Ст. 3112//Песнь о Роланде. Коронование Людовика. Нимская телега. Песнь о Сиде. Романсеро. М.,1976. С.345.

 131. Гарсия упоминается в документах с 10 мая 1062 (по 31 марта 1108) г., а как граф – впервые, вероятно, 18 апреля 1081 г. (более ранние источники ненадежны). Barton S. The Aristocracy in Twelth-Century León and Castile. Cambridge,1997. P.249-250 (здесь же сводка источников и литературы о нем).

 132. Дата сражения: согласно Толедским анналам I, 3-й день июньских календ, т.е. 30 мая (Anales Toledanos I. P.387), но в послании Тамима приводится дата 29 мая (Huici Miranda A. Op. cit. P.117).

 133. Read J. Op. cit. P.130.

 134. Латинская биография Сида «История Родерика» (другое название – «Деяния Родриго Кампеадора») была закончена после 1102 г.; три вероятных даты ее написания – около 1125, 1145 или 1170 г. (Fletcher R.A. Op. cit. P.93-99).

 135. Педро Ансурес упоминается в источниках с 29 апреля 1065 по 9 декабря 1117 гг., дата его смерти, возможно, 9 сентября 1118 г. (Barton S. Op. cit. P.275-277; Reilly B. Op. cit. P.36-37, 76-77, 131-132).

 136. Crónica Najerense. P.113 («Eius nutricio comitatus»).

 137. Reilly B. Op. cit. P.54-55, 138-139; Reilly B. The Kingdom of Leon-Castilla Under Queen Urraca, 1109-1126. Princeton,1982. P.14-15, 35-37.

 138. The World of El Cid: Chronicles of Spanish Reconquest, Manchester,2000. P.76.

 139. Reilly B. The Kingdom of Leon-Castilla Under King Alfonso VI. P.140.

 140. Бермудо II: Collins R. Early Medieval Spain. P.243-244.

 141. Reilly B. The Kingdom of Leon-Castilla Under King Alfonso VI. P.190, n.10-11. – Карьера прелатов: Fletcher R.A. The Episcopate. P.48-49, 65; Idem. Saint James' Catapult. P.44-45.

 142. Reilly B. The Kingdom of Leon-Castilla Under King Alfonso VI. P.199.

 143. Выражение П. Буасоннада: Boissonnade P. Du nouveau sur la Chanson de Roland. P.37.

 144. Ср.: Boissonnade P. Cluny, la Papauté et la premier grande Croisade internationale contre les Sarrasins d’Espagne. P.270.

 145. Colección diplomatica de Pedro I de Aragón y Navarra. No.1 (всего до 1094 г. он подписал 12 грамот лично – Ibid. Nos. 2-12 – и не менее семи вместе с отцом).

 146. «Эра 1142. Король Петр, 4 октябрьские календы» (Annales Compostellani//España sagrada. T. 23. P.322); Chronicon Sancti Maxentii Pictavensis. P.422; «Сей Петр завоевал Уэску … и правил в Арагоне 11 лет, и умер в 1104 году от Р.Х.» (Gesta Comitum Barcinonensium//Recueil des historiens des Gaules et de France. T.12. P.378).

 147. Алькорас: дата – Anales Complutenses (España sagrada. T. 23. P.315). Источники: Boissonnade P. Du nouveau sur la Chanson de Roland. P.37, n.4. По преданию, в этой битве (ознаменованной явлением Св. Георгия Каппадокийского верхом на коне – а также Св. Викториана) пали 4000 мавров и 1000 христиан. М. де Лафуэнте (Historia de España) критически замечал, что в этой битве короли Арагона просто впервые подняли свой герб – красный крест Св. Георгия на серебряном поле «и в четвертях щита четыре красные головы, что, говорят, символизировали четырех царей или вождей мавров, убитых в этой битве». (Сравним с описаниями битвы при Орике и появления герба Португалии.) Эта версия почти дословно восходит к «Анналам Короны Арагона» (т. I, гл. XXXII) Херонимо Суриты (XVI век), писавшего, что «этот герб тогда остался впредь гербом королей Арагона». К сожалению, мне осталось недоступным описание битвы при Алькорасе у ал-Туртуши (Abubéquer de Tortosa. Lámpara de los príncipes. T. 2. Madrid,1930. P.318-319).

 148. Генеалогия рода Турджута довольно запутана. См.: Norris H.T. Op. cit. P.108-109.

 149. Цит. по: Norris H.T. Op. cit. P.135.

 150. Из последних работ о Йусуфе стоит назвать в первую очередь классическую монографию Венсана Лагардера: Lagardère V. Les Almoravides jusqu’au regne de Yusuf b. Tasfin (1039-1106).

 151. Цит. по: Norris H.T. Op. cit. P.137.

 152. Lagardère V. Les Almoravides jusqu’au regne de Yusuf b. Tasfin (1039-1106). P.172-173.

 153. Айша, вероятно, была в свое время женой эмира Абу Бакра б. Умара.

 154. Lagardère V. Op. cit. P.174-175; Roudh el-Kartas. P.208.

 155. Huici Miranda A. Contribución al estudio de la dinastía almorávide: el gobierno de Tašfīn ben ‛Alī ben Yūsuf en el Andalus//Études d’Orientalisme dédiés à la mémoire de Lévi-Prevençal. T. II. Paris,1962. P.608, n.17.

 156. Al-Kardabus. P.XXXVII; Lagardère V. Op. cit. P.168-170; Idem. Les Almoravides. Le djihâd andalou (1106-1143). P.30, 34-38; Roudh el-Kartas. P.229-230 (но Ибн ал-Сайрафи, современник, упоминает его в 1115 г.).

 157. Lagardère V. Les Almoravides jusqu’au regne de Yusuf b. Tasfin (1039-1106). P.170-172; Idem. Les Almoravides. Le djihâd andalou (1106-1143). P.34.

 158. Известны главным образом стихи, написанные им в ссылке, а также несколько его юношеских стихов, где он воспевает свои воинские подвиги (Из классической арабской поэзии. М.,1983. С.244-249).

 159. Правда, этот меценат, если верить Ибн Бассаму, имел милую привычку хранить черепа своих врагов в запечатанных кувшинах (Al-Maqqarí. Op. cit. P.504, n.22). Ну что ж, у каждого свои недостатки.

 160. О его ссылке и кончине см.: Средневековая андалусская проза. С.438-440.

 161. См. предисловие: Les “Mémoires” de ‛Abd Allāh//Al-Andalus. T. III. P.254-263.

 162. Fletcher R.A. Op. cit. P.127-128.

 163. Христианские источники приводят даты захвата этих трех городов: Chronicon Complutense//España sagrada. T. 23. P.317; Chronicon Lusitano. P.419-420.

Публикация:
XLegio © 2003