ХLegio 2.0 / Флот / Корабли античности / Проект "Ивлия". Одиссея-2004 / Новости

Проект "Ивлия". Одиссея-2004

М. Агбунов, П. Гончарук

ИНСТИТУТ ДРЕВНЕЙ ГЕОГРАФИИ

 

Авторы проекта:

Д-р Михаил Агбунов, начальник экспедиции, историк, археолог, писатель, автор более 10 книг по античной истории, географии, мифологии.

К.т.н. Виктор Бризинский, морской инженер, руководитель проектной группы Южного НИИ Морского флота Украины. Автор технического проекта копии монеры "Арго", копии генуэзской галеры ХIV в. "Джинестра", копии диеры "Ивлия 2"

Павел Гончарук, морской инженер, яхтенный капитан, капитан экспедиций на диере "Ивлия" 1989-93 г.г.

Дамир Шхалахов, мастер-сборщик деревянных судов 6-го разряда судоверфи №1 ВМФ России (г. Сочи). Руководитель строительства "Ивлии", "Ивлии 2".

 

Научные эксперты проекта:

1. Проф., д-р Павел Долуханов (профессор, Университет г. Нью-Касл, Англия), Newcastle upon Tune NE 1 7RU, United Kingdom, + 44 0191 222 7844, e-mail: pavel.dolukhanov@ncl.ac.uk.

2. Проф., д-р Андрей Добролюбский (профессор, Южно-украинский педагогический университет), 65011, Одесса, ул. Успенская, д. 7, кв. 5, тел. +38 048 7150181 253750(дом.), e-mail: dobrol@paco.net.

3. Д-р Давид Мкртычан (исследователь, астрономическая обсерватория Одесского национального университета), Украина, 65014, Одесса, парк им. Т.Г.Шевченко, факс: +38 0482 228442, тел. +38 0482 220396/250356, e-mail: davidm@te.net.ua, david@tls-tautenburg.de.

4. Д-р Сергей Охотников (зам. директора, Одесский археологический музей Национальной Академии наук Украины), 65026, Одесса, ул. Ланжероновская 4, тел. +38 0482 220171, arhaeology@farlep.net.

5. Проф., д-р Владимир Станко (декан исторического факультета, Одесский национальный университет), Украина, 65000, Одесса, ул. Щепкина 12), т./ф. +380482 566102 (дом.), т. +38 0482 236287 (р.), е-mail: svn@te.net.

6. Проф., д-р Александр Подосинов (ведущий научный сотрудник, Институт всеобщей истории Российской Академии наук), Россия,117334, Москва, Ленинский проспект 32 а, тел. +7 095 4214310 (дом.), e-mail: alexandr@podossinov.mccme.ru.

7. Проф., д-р Валерий Яленко (профессор, Московский государственный горный университет), 117935, Москва, Ленинский проспект 6, тел. +7 095 4573356 (дом.), e-mail: vjailenko@msmy.ru.

 

Уважаемые господа!

 

Предлагаем Вашему вниманию наш новый проект, в рамках которого мы строим точную копию древнегреческой диеры "Ивлия 2" (парусно-весельный корабль с двумя ярусами весел VII-VI вв. до н.э.) и намерены осуществить на нёй плавание по маршрутам античных мореходов. В настоящий момент на Украине в г. Овидиополь (Оvidiopolis) под Одессой произведена закладка киля, изготовлен форштевень и часть шпангоутов нового корабля.

 

Введение

Бескрайние морские просторы, разъединявшие народы в архаичное время, стали объединяющим началом в период античности. Мореплавание стало основой экономического и политического расцвета древних культур. Финикия, Эллада, а позднее Рим вели острую борьбу за господство на море. Древний мир бурлил как кипящий котёл, выплёскивая пассионарное население процветающих полисов во все уголки Ойкумены. Так начиналась Великая греческая колонизация, которая оставила нам богатейшее научное наследие, в том числе в области истории мореплавания и кораблестроения

Античная география – увлекательная наука на стыке древней истории и географии, в ней существует много интересных и запутанных проблем. Романтика захватывающих поисков, увлекательных путешествий, острых приключений и сенсационных открытий ждёт исследователей в этой области знаний. Вопросы античной географии всегда привлекали внимание, как специалистов, так и многих энтузиастов-любителей. В этой науке уже сделано немало важных открытий, но остается, тем не менее, еще множество загадок и тайн, сложных, крайне интересных и нерешенных вопросов.

Перипл Скилака – древнейшая лоция Обитаемого моря (так древние греки называли Средиземное, Черное и Азовское моря). Значение этого перипла трудно переоценить. Он сыграл огромную роль в развитии торгово-экономических, политических и культурных связей региона. Объединяющие идеи перипла особенно актуальны в наше нестабильное время, когда так хрупок мир в Средиземноморье. Выдающемуся памятнику античной географии периплу Скилака Кариандского мы посвящаем наш новый проект.

Античная Эллада общепризнанно считается культурной колыбелью современной Западной цивилизации. Наш древний корабль и его интернациональный экипаж будут олицетворять собой народы, населяющие континент, ведь все мы тоже находимся в одной лодке под названием "Европа". Проведение подобной экспедиции под флагом Евросоюза, безусловно, будет способствовать культурному и политическому единению Европы. Это особенно актуально в преддверии открытия ХХVIII Олимпийских игр, которые пройдут в древних Афинах, где завершится первый этап нашей экспедиции.

Проект осуществляется под эгидой мэрий Овидиополя и Одессы, при техническом содействии Одесского морского торгового порта и при поддержке Греческого фонда культуры.

 

Предыдущие исследования

 

В 1989 г. авторами проекта была построена первая "Ивлия", на которой были совершены пять международных комплексных экспедиций. Следуя маршрутами античных мореходов, корабль преодолел более 3000 морских миль, посетил более 50 европейских портов, в том числе: Одессу – Варну – Стамбул – Афины – о. Итака – о. Эльба – Геную – Монако – Канны – Марсель – Бордо – Брест – Руан – Париж.

 

 

Ход экспедиции широко освещался средствами массовой информации: около сотни печатных публикаций (Le Мonde, La Liberation, Le Telegramme, "Аргументы и факты"), три десятка теле-радиорепортажей (RAI-1, TF-1, FR-3, "Клуб кинопутешественников"). Борт "Ивлии" постоянно посещали официальные делегации и тысячи туристов. Судно и его экипаж приняли участие в международных морских фестивалях "Colombo'92" (Генуя, Италия), "Brest'92"(Франция), "Cancal'93" (Франция), "Vieux Greements'94" (Ла-Трините-сюр-Мер, Франция), "Le Salon Nautique'94" (Ла-Рошель, Франция). В радиоэфире постоянно звучал позывной экспедиции RB5FH/mm. В состав экипажа, в разное время, входили более 200 человек граждане России, Украины, Франции, Греции, Германии, Грузии. В ходе плавания впервые в мире были проверены на практике мореходные качества древнегреческой диеры, отдельные маршруты эллинских мореходов, некоторые сведения античных лоций. Получены принципиально новые данные по технике управления античными судами, по их конструкции и грузоподъёмности. Экспериментально были проверены сведения древних авторов о составе экипажа при каботажном и при крейсерском плаваниях. Отработанны техника хождения под парусами античного образца, методы швартовки и постановки на якорь древних кораблей.

В целом пятилетнее плавание "Ивлии" стало яркой, неповторимой страницей в истории изучения вопросов кораблестроения и мореплавания Эллады. В 1995 г. после многолетних походов, завершив путешествие вокруг Европы, судно было оставлено на заслуженный отдых в качестве экспоната в морском музее г. Ла-Рошель (Франция).

 

Результаты исследований приводят к следующим основным выводам:

 

1. В научном мире не утихают споры о том, как далеко от берегов проходили маршруты древних мореплавателей. Особенно они разгорелись после недавней сенсационной находки в Средиземном море древнегреческого корабля, затонувшего на глубине 3000м. Многие считают, что античное корабли были не мореходными, а, следовательно, их кормчие придерживались берегов. Плавание "Илии" полностью опровергает данное утверждение. Неосвещённый, необорудованный навигационными знаками берег (а именно таким он был в древности), представлял в штормовую погоду большую опасность, чем открытое море. Мы уверены, и это подтверждает наш практический опыт, что уровень развития картографии и навигационные знания эллинов были гораздо выше, чем принято считать до сих пор. Они прекрасно ориентировались по звёздам, совершали переходы открытым морем, не боясь удаляться от берегов, умело использовали попутные ветра и течения.

 

2. Древнегреческие парусно-весельные корабли обладали более высокими мореходными качествами, чем принято считать до сих пор. Их высокая манёвренность и отличная управляемость сочетались с прекрасной остойчивостью даже при отсутствии балласта, роль которого, в древности, часто играл груз. Правильное сочетание лёгких и тяжёлых пород дерева, при строительстве "Ивлии", позволило вообще отказаться от балласта, что обеспечило судну 2,5т положительной плавучести, это было проверено экспериментально (т.е. при полном затоплении водой оно сохраняло способность оставаться на плаву со всем экипажем).

 

3. Навигационная практика убедительно доказала, что древние корабелы старались делать корпуса своих судов лёгкими и прочными, ведь каждый килограмм "висит на плечах гребцов". Запас прочности первой "Ивлии" был просто фантастический, что позволяет нам существенно облегчить новое судно, не нарушая правил Регистра и без ущерба для прочности корпуса.

 

4. Бытует ошибочное мнение, что скорость гребных судов зависит от количества гребцов. Нам удалось на практике опровергнуть это утверждение и доказать, что для каждого гребного судна существует предельная скорость, прямо пропорционально зависящая от длины весла, а точнее от соотношения длин валька и веретена. Для "Ивлии" это соотношение равнялось 1/3, а предельная скорость была 3,5 узла (миля в час) на гладкой воде.

 

5. Из дошедших до наших дней стилизованных изображений античных диер на древних вазах, фресках и т.п. не ясно расположение вёсел, расстояние между ними и принципиальная конструкция гребного устройства. Со времён Наполеона не прекращаются научные споры на эту тему. Накопленный нами практический опыт, а также теоретические исследования наших коллег из Музея античного мореплавания в г. Майнце (Германия), позволяют разрешить эту проблему. В новом проекте расчёт эргономики рабочего места гребца и количество вёсел являются ключевыми моментами и определяют все остальные параметры вплоть до длины корпуса корабля.

 

6. Особо необходимо отметить высокую мореходность диеры при сильном, до 7 баллов по шкале Бофорта, попутном ветре. Даже при отсутствии паруса, исключительно за счёт парусности высокой кормы, судно сохраняет устойчивость на курсе и не становится лагом.

 

7. Умелое использование, при слабых ветрах, прямого паруса и вёсел с подветренного борта, существенно снижает дрейф и позволяет ходить не только попутными курсами (фордевинд, бакштаг), но и в пол ветра (галфвинд). Длину мачты, а соответственно и площадь паруса можно увеличить на 20%, тем более что судно обладает избыточной остойчивостью. Это повысит скорость движения под парусом до 7 узлов, а также придаст диере более завершённый архитектурный облик.

 

8. Неплохая грузоподъёмность, при малой осадке и относительно высоком надводном борте делала диеру наиболее приспособленной для длительных, автономных плаваний, а высокая манёвренность в сочетании с неплохими скоростными характеристиками позволяла также эффективно использовать этот тип кораблей в береговой охране.

 

9. Знаменитые триеры, отличавшиеся высокими боевыми качествами, обладали слабой мореходностью, строились исключительно для сражений и использовались в крупных морских компаниях. Диеры же, в отличие от них, являлись наиболее распространенным типом судов периода Великой греческой колонизации, на них совершались географические открытия древности. Они вполне могли совершать длительные, в том числе океанские плавания, по крайней мере для этого мы не видим никаких технических преград, что и хотим доказать в наших дальнейших исследованиях.

 

Строительство нового корабля

 

Настала необходимость построить аналогичный корабль и продолжить начатые исследования. Накопленный авторами проекта опыт позволяет сделать новую "Ивлию" по технологии, конструкции, внешнему облику и мореходным качествам максимально приближенной к ее древнегреческим прототипам. Чертежи и проектная документация разработаны специалистами Южного научно-исследовательского института морского флота Украины, строительство осуществляется с привлечением специалистов судоверфи №1 Военно-морского флота России. Мы широко используем международный опыт в частности материалы строительства копии древнегреческой триеры "Олимпия" (Англия, Греция), а также опыт Музея античного кораблестроения в Майнце (Германия).

В настоящий момент на Украине в г. Овидиополь (Оvidiopolis) недалеко от Одессы произведена закладка киля, изготовлен форштевень и часть шпангоутов нового корабля. Строительство ведётся в соответствии с правилами Регистра Ллойд для маломерных судов (Lloyd's Register of Shipping Yacht and Small Craft).

 

 

 

Этот уникальный корабль будет единственной в мире копией древнегреческой диеры – плавающей научной лабораторией, он может стать объединяющим началом для развития международных научных, культурных и деловых связей между странами Средиземноморья и Причерноморья, между современными городами, на месте которых существовали древнегреческие центры. Корабль может широко использоваться в рекламно-пропагандистских целях при крупных праздничных мероприятиях. В настоящий момент мы ведём переговоры с Национальным Олимпийским комитетом Греции об участии "Ивлии" в торжественных мероприятиях по случаю открытия ХХVIII Олимпийских игр в Афинах.

Спуск на воду копии древнегреческой диеры "Ивлия" намечен на конец 2003 г.

 

Смета строительства диеры "Ивлия – 2"

 

1. Лесоматериалы ..... 4400 EU

2. Клеящие составы и лакокрасочные изделия ..... 950

3. Якоря и крепёж корпуса ..... 200

4. Таран и декоративные элементы ..... 1100

5. Паруса и такелаж ..... 400

6. Мачта, рей и вёсла ..... 850

7. Дельные вещи ..... 200

8. Радио, навигационное оборудование, аккумуляторы ..... 3500

9. Заработная плата судостроителей (10 чел. Х 200EU Х 6 мес.) ..... 12000

10. Непредвиденные расходы ..... 1000

 

Итого на строительство корабля: 24600 EU

 

Годовой бюджет экспедиции

 

1. Питание экипажа (35 чел. Х 7 EU Х 90 дн.) ..... 22050 EU

2. Документы, визы и т.д. ..... 1200

3. Униформа, флаги, карты, спасательное имущество и т.д. ..... 4700

4. Командировочные расходы ..... 2000

5. Запасные части и материалы (аварийный запас) ..... 1500

6. Транспортные расходы ..... 3800

7. Непредвиденные расходы ..... 2000

 

Итого в год: 37250

 

Основные технические характеристики диеры "Ивлия-2"

Длина наибольшая ..... 24,0 м

Ширина наибольшая ..... 4,5 м

Высота надводного борта ..... 1,4 м

Осадка конструктивная ..... 0,8 м

Водоизмещение ..... 22,5 т

Площадь паруса ..... 72 кв. м

Количество весел (два яруса) ..... 30 весел

Экипаж полный ..... 35 чел.

 

 

Международная экспедиция "Ивлия " (Одиссея-2004)

 

В 2004 г. на построенном корабле, после проведения соответствующих испытаний, будет проведено плавание в Черном и Средиземном море по маршрутам древнегреческих мореходов.

Маршрут плавания: Одесса – о. Змеиный – Севастополь – Синоп – Стамбул – Чанаккале – о. Тасос – Салоники – Афины – о. Крит.

В рамках экспедиции намечено выполнить программу комплексных исследований в области древней истории, истории мореплавания и кораблестроения, археологии, подводной археологии, экологии и биологии моря.

 

 

Основные задачи экспедиции

1. Древняя история, история мореплавания и кораблестроения:

– Во время ходовых испытаний на акватории Днестровского лимана произвести замер всех манёвренных элементов корпуса диеры, а именно: углы дрейфа на разных курсах относительно ветра, радиус циркуляции, устойчивость на курсе, эффективные углы поворота рулей, максимальные скорости движения на вёслах и под парусом, длину инерционного пути, моменты остойчивости и т.д. Провести сравнительный анализ полученных характеристик с данными теоретических испытаний модели корпуса в опытном бассейне. Соответствующая программа испытаний готовится совместно с сотрудниками Одесского Морского университета.

– Пройти кратким морским путём эллинских мореходов от крымского мыса Сарыч (Бараний Лоб)– к турецкому мысу Керемпе (Карамбис). Существование этого пути в древности вызывает сомнения у некоторых учёных, хотя он указывается в античных лоциях и является вполне естественным. Ведь именно здесь расстояние между северным и южным берегами Чёрного моря является минимальным, а попутные течения, действующие в обоих направлениях, как будто специально, создают узкий коридор с двухсторонним движением. Так же в пользу существования данного пути говорит наличие вблизи крайних точек маршрута крупных античных портов Херсонеса и Синопы. Мы надеемся, что проведение практического эксперимента положит конец спорам.

– Попытаться пройти пролив Босфор в обоих направлениях. Дело в том, что в архаичные времена грекам и их предшественникам финикийцам был мало известен Понт Эвксинский (Чёрное море), хотя в западном направлении они достигали гораздо более отдалённых территорий (например, Таршиша на атлантическом побережье Испании). Позднее же, во времена Великой колонизации, за относительно короткий период, греки основали на берегах Понта более 200 колоний. Причины такого резкого повышения интереса к берегам Чёрного моря являются до сих пор предметом научных споров. Существует много теорий. Мы считаем, что основной причиной явился технический прогресс. Появление двухъярусных кораблей увеличило не скорость судов, как принято считать, а мощность гребных устройств, и позволило преодолевать сильные встречные течения, препятствовавшие прохождению проливов Дарданеллы и особенно Босфора с Юга на Север. Преодоление их на судах Гомеровской эпохи считалось невозможным, что и отразилось в мифе про Аргонавтов. Известному английскому путешественнику Тиму Северину пришлось использовать на этом этапе буксир, во время реконструкции легендарного плавания за Золотым руном. Мы надеемся, что осуществление практического эксперимента внесёт ясность в этот запутанный вопрос.

– За последние годы сотрудниками Одесского археологического музея Академии наук Украины поднято со дна Чёрного моря в районе о. Змеиный более 50 фрагментов античных якорей. Натурные испытания их моделей на борту "Ивлии" помогут классифицировать и определить некоторые технические характеристики якорных устройств древних судов.

– В течение всего плавания определять, какими небесными светилами могли пользоваться древние мореходы для ориентации в море на переходах к крупным античным центрам. Соответствующая программа исследований готовится совместно с сотрудниками кафедры астрономии Одесского национального университета.

 

2. Археология и подводная археология:

– Совместно с сотрудниками Одесского археологического музея продолжить раскопки на территории древнего Никония (с. Роксоланы, Одесса, Украина) и на о. Змеиный (Левка), где в античное время существовал знаменитый храм Ахилла Понтарха, героя троянской войны. Соответствующая программа исследований готовится совместно с сотрудниками Одесского археологического музея Академии наук Украины.

– Силами группы аквалангистов, находящихся на борту "Ивлии", совместно с сотрудниками Одесского археологического музея, произвести подводные исследования по маршруту следования экспедиции в районах: древних Никония и Тиры (Днестровский Лиман), о. Змеиный (Левка), Тендеровской косы (Ахиллов Бег) и п-ова Тарханкут (район древней Керкентиды).

 

3. Экология и биология моря:

– Силами сотрудников Института биологии Южных морей, входящих в состав экипажа "Ивлии", производить постоянные замеры экологических параметров и уровня загрязнения морской воды по пути следования. Следить за передвижением морской фауны. Произвести замеры уровней сероводорода (H2S) в Чёрном море. Соответствующая программа исследований готовится.

 

4. Рекламные мероприятия:

– Летом 2004 г. "Ивлия" примет участие в рекламных мероприятиях в честь открытия XXVIII Олимпийских игр в Афинах. Переход Афины – о. Крит будет театрализовано, оформлен как "Плавание к Минотавру" (победа знаменитого героя Тесея над Минотавром и выход из Лабиринта с помощью нити Ариадны).

 

Коротко о перспективных исследованиях

 

В дальнейших планах экспедиции – повторить в 2006-2007 гг. легендарное плавание Пифея из Массалии (Марсель) к Оловянным островам (Англия), вдоль атлантического побережья Испании и Франции. Проведение экспедиции по следам великого древнегреческого мореплавателя, первооткрывателя Норвегии (как считал Тур Хейердал), балтийского побережья Германии (Шлезвиг-Гольштейн) и возможно Исландии, станет лучшим доказательством мореходности античных кораблей.

Конечной целью наших исследований мы считаем подготовку и осуществление серии экспедиции в Атлантическом океане. На сегодняшний день ни у кого не вызывает сомнений, что Канарские о-ва и Мадейра были известны в древности. Спорными остаются вопросы возможности регулярных плаваний к Азорским о-вам и о-вам Зелёного Мыса. Проведение ряда плаваний "Ивлии" в Атлантике может подтвердить или опровергнуть практическую возможность подобных путешествий в античности. Мы полагаем, что древнегреческие мореходы могли совершать такие же длительные плавания, как Бартоломео Диаш, Васко да Гама, а возможно и Колумб.

 

 

О деятельности Института древней географии

 

Исследования на стыке естественных и гуманитарных наук приводят к важным и интересным открытиям. Тем не менее, в этой области еще много важных научных проблем, дискуссионных вопросов, интересных загадок и тайн.

Комплексные исследования в области античной географии – одно из наиболее перспективных направлений современной науки. Эта тематика привлекает пристальное внимание специалистов и чрезвычайно популярна в широких кругах читателей, телезрителей, путешественников.

Древнегреческие периплы и другие географические произведения дают богатый материал для конкретных, чрезвычайно интересных исследований. В рукописях античных историков и географов немало противоречий и расхождений с современными географическими сведениями, которые зачастую объясняли некомпетентностью или ошибками древних авторов. Однако комплексные исследования последних лет показывают, что сведения эллинских географов, как правило, абсолютно достоверны.

Дело в том, что за последние 2500 лет уровень моря повысился не менее чем на 5-6 м. В результате в прибрежной зоне произошли серьезные географические изменения. Изменилась конфигурация береговой линии, десятки эллинских городов частично (а иногда – полностью) оказались под водой, исчезли древние острова, гавани, появились новые лиманы, бухты.

На морском дне лежат сотни затонувших древних кораблей с бесценным для науки грузом, да и сами корабли представляют собой огромную ценность для изучения истории мореплавания и кораблестроения. Особый интерес представляют собой объекты, лежащие на дне Чёрного моря на глубинах свыше 50 м, т.к. они надёжно законсервированы в перенасыщенной сероводородом (H2S) водной среде. Здесь исследователей, несомненно, ожидают сенсационные открытия.

Специального научно-исследовательского центра, занимавшегося комплексным изучением проблем античной географии, не было. Поэтому по инициативе авторов проекта в мае 2000 г. в Одессе создан Институт древней географии – негосударственная научно-исследовательская организация. Учредителями института являются Одесский государственный университет, Одесский археологический музей Академии наук Украины, Музей морского флота Украины и Греческий фонд культуры.

Основные цели и задачи деятельности института – разработка и реализация комплексных научно-исследовательских программ в области античной истории, географии, этнографии, археологии, подводной археологии, истории мореплавания и кораблестроения.

 

Обращение к потенциальным спонсорам и участникам экспедиции

 

Строительство корабля и работа экспедиции будут широко освещаться в отечественных и зарубежных средствах массовой информации (телевидение, газеты, журналы, радио и т.д.). В портах захода будут организованы передвижные фотовыставки, пресс-конференции, различные встречи, рекламно-пропагандистские мероприятия по рекламе спонсоров, их деятельности, продукции, услуг и т.д.

По результатам экспедиции будет снят фильм, изданы красочный альбом, книга, буклет, открытки, календари и другая рекламно-сувенирная продукция.

Приглашаем заинтересованные фирмы, организации, предприятия, фонды, ассоциации, отдельных исследователей и энтузиастов принять долевое участие в финансировании предлагаемого проекта, разработке совместной программы, непосредственное участие в строительстве диеры и плаваниях на ней.

Генеральный спонсор. Взнос – 20 000 Евро. Реклама на парусе и форме экипажа, в теле-, радиопередачах, газетных, журнальных публикациях, фильме, альбоме и книгах об экспедиции.

Спонсоры. Паевой взнос – 5 000 Евро. Реклама на рекламных флагах и щитах, в теле-и радиопередачах, газетных, журнальных публикациях, фильме, альбоме и книгах об экспедиции.

Именные спонсоры. Взнос – 100 Евро. Ваше имя будет выгравировано на отдельной бронзовой табличке по линии борта "Ивлии".

Участник экспедиции. Стоимость участия одного человека в экспедиции – 1000 Евро в месяц.

Мы приглашаем молодых, энергичных, смелых специалистов и энтузиастов в экспедицию. У Вас есть уникальная возможность стать участником плавания на древнегреческом корабле. Вы сможете ощутить все тяготы и прелести жизни античных мореходов – бесстрашных первооткрывателей новых земель, окунуться в прекрасный мир незабываемой романтики, проникнуться духом эллинистической культуры, оказаться в удивительной гармонии с миром.

Предлагаем заинтересованной телекомпании приобрести право съемки фильма о строительстве диеры и проведении экспедиции "Ивлия" (Одиссея-2004).

 

Надеемся на плодотворное взаимовыгодное сотрудничество.

 

Контакты: Hr. Pavel Goncharuk, Georg Schwarz Str.127, 04179 Leipzig, Deutschland

tel. 03414424730 / 01796809537, E-mail: k.pasha@t-online.de

 


 

Фотоматериалы первой экспедиции

 

 

 

 

 

Публикация:
XLegio © 2002