ХLegio 2.0 / Флот / Корабли средневековья / История корабля / Новости

Английский купеческий корабль


В.А. Дыгало, Н. Нарбеков

 

Корабль, относящийся к классу коггов. Изображение обнаружено на печати графа Эд. Рутланда (1395). По оконечностям корабля установлены касли (замки). Эти площадки-платформы закрывались высоким фальшбортом, по традиции выполненным в виде ряда щитов. Для наблюдателей и лучников на мачте крепилась бочкообразная марсовая площадка. Навесной кормовой руль, большой прямой парус с гербами города и владельца и прочная мачта, составленная из нескольких брусьев, стянутых канатами, подчеркивали добротность корабля. Когги были достаточно мореходными судами. Короткий бушприт1 использовался для проводки булиней2, оттягивающих наветренную шкаторину3 паруса.

Массивные шпангоуты со шпацией4 около 0,5 м, дубовая обшивка внакрой толщиной около 50 мм были характерны для этих судов. Палуба настилалась на бимсах, концы которых часто выводились наружу, через обшивку. Подобного типа суда применялись и ганзейскими купцами.

 

 


 

Бушприт - горизонтальный или несколько наклонный брус, выдающийся впереди форштевня.

Булинь - снасть, расположенная у нижних парусов.

Шкаторина - кромка паруса, обшитая гибким тросом.

Шпация - расстояние между двумя соседними шпангоутами.

Публикация:
История корабля. Вып. 1, М., 1986